+ + + + +
Обычная версия сайта
Russian
English
Français
Deutsch
Korean
AZERBAIDJAN
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Дагестанский государственный технический университет"
< ИЭФ. Навстречу "Приему-2021"
08.04.2021 23:07 Давность: 1 year
Категория: 2021 г., Лента, ТФ

Научно-методический семинар «Проявление этнокультурного компонента региона средствами дизайна» прошел в вузе


Актуальные проблемы этнокультурного образования и стратегии его формирования и развития рассмотрели в рамках научно-методического семинара в ДГТУ.
Модераторами данного семинара выступили: Парамазова Асият Шамильевна, зав. курсом «Дизайн», член Союза художников РФ, Муллахмедова Светлана Сергоевна, к.э.н., доцент курса «Дизайн» технологического факультета ДГТУ.
В своем докладе на тему «Сущность и структура этнокультурного образования» Парамазова Асият отметила, что в многонациональном  государстве, построенном по этнорегиональному принципу, необходимо  учитывать этнокультурные потребности общества и в сфере образования.  Сама концепция этнокультурного образования в нашей стране реализуется прежде всего на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая дает приоритет образованию в государственной  политике, определяет стратегию и направления развития системы  образования в России на период до 2025 года.
К.э.н., доцент курса "Дизайн" Муллахмедова Светлана отметила в своем докладе «Стратегии регионального дизайна», что современные процессы унификации культурных ценностей, утраты традиций привели к пониманию возможности глобальной катастрофы культурного баланса, подобно нарушению экологической гармонии в природе. В связи с этим необходимость защиты общечеловеческих ценностей сегодня приобретает первостепенное значение. Исследовать культурную среду обитания, ее формирование и воздействие на человека призвана экология культуры.
"Дизайн сегодня — это пространство, в котором человек может реализовать потребность в гармоничной среде своего обитания.В поисках условий совместимости интенсивной модернизации и культурной преемственности образа жизни стратегии дизайна, выполняющие функции компенсации последствий технологического и социокультурного развития, уже не соответствуют требованиям жизни", - подчеркнула спикер.
Студентка группы Т934 технологического факультета Мансурова Мадина направления подготовки «Прикладная информатика», профиля «Прикладная информатика в дизайне», отметила в своем докладе на тему «Структурная модель, формы и средства этнокультурного образования», что этнокультурное образование сориентировано на формирование системной идентификации этнокультурных и общечеловеческих ценностей. Его структура представляет собой единство ценностно-ориентационного, рефлексивного и деятельностного компонентов. Выбор ценностных ориентиров, которые определяют отношения к окружающей действительности, непосредственно связан с ценностно-ориентационным компонентом. Этнокультурное образование имеет большой педагогический потенциал в создании этнической идентичности, терпимости, культуры многонационального общения.
Студентка группы Т934 Абдуллаева Саида направления подготовки «Прикладная информатика», профиля «Прикладная информатика в дизайне» в своем докладе «Этнокультурные центры как эффективный вид организации досуговой деятельности» обозначила, что в настоящее время необходим принципиально новый подход к оценке роли и места культуры в жизни государства, общества, личности. Не случайно в последнее время резко возрастает интерес к феномену традиционной культуры, что чрезвычайно актуально как в условиях трансформации российского общества, так и в контексте современных процессов экспансии идеологии глобализации, размывающей национальные культуры и препятствующей обретению целостной идентичности личности.
Этнокультурный центр - центр традиционной культуры народов России должен формировать свой положительный образ, привлекая на свою сторону общественное мнение. Сегодня культурно-досуговое учреждение остается массовым и доступным средством приобщения людей к культуре, развития их духовного потенциала, центром организации праздников, сохранения собственной народной культуры.
Студент группы Т934 ТФ Таймасханов Салим направления подготовки «Прикладная информатика», профиля «Прикладная информатика в дизайне», говоря об этнокультуре как компоненте воспитания молодежи в Дагестане, подчеркнул, что в современном обществе этнокультуре дагестанских и северокавказских народов, основанной на традициях, обычаях, общепринятых нормах поведения в системе воспитания подрастающего поколения, принадлежит особое место. Воспитание молодежи в духе традиций, обычаев, моральных ценностей предков позволяет не только подготовить подрастающее поколение к самостоятельной трудовой и семейной жизни, но и обеспечивает сохранение в новых поколениях духовного облика, национального характера, образа жизни, особенностей мировосприятия народа. У народов многонационального Дагестана народная педагогика, многовековой опыт воспитания возрастающих поколений имеет много общего с другими кавказскими народами, что объясняется общностью происхождения, исторических судеб, природных-географических, экономических, политических и духовно-культурных условий их жизни.
"Такие ценности, как демократия, рационализм, религиозные и др., как правило, носят экономический, социальный и политический характер. Отслеживая тенденции развития мусульманской, христианской, буддистской цивилизации или цивилизации севера, юга, запада, востока, мы пытаемся определить место Дагестана на этом перекрестке, на пересечении многих тенденций.
Наша культура — иррациональна, чувственна, сердечна. И менять это не нужно. Есть примеры на буддийском и мусульманском Востоке, когда подобные нам общества достигли реального процветания. Да и сам Запад сегодня повернул на Восток. Там идет переосмысление своих же ценностей, а мы, к сожалению, все повторяем с Запада.
Чем сильнее и крепче станут все народы, тем скорее Дагестан станет богаче и красивее. Дагестан тем и прекрасен, что является общей родиной различных самобытных культур, языков и народов, с общей судьбой в единой республике Российской Федерации", - подытожил студент.
Студентка группы Т934 технологического факультета Мансурова Ашутай направления подготовки «Прикладная информатика», профиля «Прикладная информатика в дизайне» рассказала о наметившейся в последнее время в развивающихся странах Востока тенденции к возрождению национального искусства. Орнаменталистика является одним из таких способ возрождения этноса. Сегодня орнамент оказывает значительное влияние, как на архитектуру и ландшафтную архитектуру, так и на дизайн интерьера. Чрезвычайной многогранностью выражения и множеством характерных оригинальных форм отличается орнаментальное искусство Дагестана, свидетельствующее о древности традиционного уклада жизни и особенностях мировосприятия народов Страны гор. Вышивка Дагестана является одним из видов народного искусства, богатого многообразием уникальных орнаментов. В докладе ею также были рассмотрены особенности кайтагской, кубачинской, усишинской вышивок. Мотивы орнаментов Дагестана могут применяться архитекторами и дизайнерами в декоре архитектурных сооружений и интерьеров, при проектировании архитектурных и ландшафтных комплексов. Своеобразие и устойчивость орнаментальных форм позволяет использовать орнамент как важный атрибут национальной культуры в исследованиях проблем этногенеза.
В современных условиях все более актуальной становится проблема сохранения и развития народной художественной культуры. Активно  разрабатываются и внедряются  новые подходы для  решения подобных проблем.
В Республике Дагестан утверждена государственная программа «Развитие народных художественных промыслов на 2019-2025 годы», целью которой является сохранение и развитие народных  художественных промыслов как важной части национальной культуры.


Поделиться новостью: