+ + + + +
Обычная версия сайта
Russian
English
Français
Deutsch
Korean
AZERBAIDJAN
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Дагестанский государственный технический университет"

Программа стратегического развития университета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА НА ПЕРИОД ДО 2020 года

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Махачкала 2013

 

1. Общие положения

Программа стратегического развития Дагестанского государственного технического университета разработана на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации», исходя из государственной задачи необходимости формирования конкурентоспособной на мировом рынке системы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных специалистах, способной повышать уровень образования населения и научный потенциал страны. Программа стратегического развития университета реализуется по Утвержденному Комплексному плану мероприятий на период до 2020 года, а также по локальным программам и планам развития соответствующих направлений деятельности университета.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям каждого гражданина и общества в целом.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования:

-        обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития (формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов);

-        внедрение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

-        увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;

-        развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата;

-        обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

-        увеличение оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.

Вторая задача - модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития:

-        создание системы образовательных услуг, обеспечивающих полноценное развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;

-        создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-        создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

-        создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;

-        развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.

Третья задача - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров:

-        создание системы внешней независимой сертификации профессиональных компетенций;

-        создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

-        создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;

-        формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.

Четвертая задача - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:

-        прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;

-        условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения;

-        прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;

-        механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.

        В этих условиях деятельность Дагестанского государственного технического университета направлена на создание новых преимуществ путем завоевания выгодных рыночных позиций, развития внутренних возможностей, результативной инновационной деятельности. 

                             

2.  Миссия университета

Дагестанский государственный технический университет как ответственный участник в отечественной системе образования стремится реализовать цели государственной стратегии в области образования, а также ориентируется на повышение своего статуса в мировом образовательном пространстве.   

Миссия университета - служение интересам и росту благосостояния России путем подготовки высокопрофессиональных, социально ориентированных и конкурентоспособных специалистов с инновационным потенциалом, стремлением к лидерству и широким культурным кругозором на основе интеграции образования и научных исследований по широкому спектру приоритетных направлений социально-экономического развития государства.

Стратегической целью является развитие взаимоувязанных направлений работы университета в области образования, науки и инноваций, формирование университетского научно-образовательного комплекса, реализующего профессиональное образование по широкому спектру направлений и специальностей, при активной консолидации с работодателями, отвечающее требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям личности, общества и государства. 

Для достижения стратегической цели планируется реализовать следующие направления деятельности: 

1. Модернизация в рамках единого образовательного пространства системы уровневого образования в университете - необходимое условие кадрового и научно-инновационного обеспечения развития приоритетных научно-исследовательских направлений, а также инновационного социально-экономического развития региона; 

2. Развитие эффективной системы академических и прикладных исследований университета, модернизации научно-технической базы, создание исследовательского центра мирового уровня в радиотехнической и строительной сфере, информационных и телекоммуникационных систем, пищевой промышленности и индустрии питания; 

3. Обеспечение на основе интеграции науки и образования, эффективного партнерства с бизнес-сообществом, коммерциализации научных исследований и трансфера инновационных технологий в экономику, развитие системы повышения квалификации и переподготовки специалистов отрасли; 

4. Развитие кадрового потенциала университета и создание условий для профессионального и личностного роста научно-педагогических работников.

 

3. Статус университета

Дагестанский государственный технический университет  – это крупный образовательный, научный и культурный центр юга России, высшее учебное заведение инновационного типа, обладающее высоким интеллектуальным и научным потенциалом. С момента своего создания университет выпустил более 40 тысяч специалистов самых востребованных  инженерных профессий, обеспечив кадрами высшей квалификации многие отрасли республики и страны. 

История создания ФГБОУ ВПО "ДГТУ" началась 24 января 1970г., когда Совет Министров СССР принял Постановление об организации Дагестанского политехнического института. Приказом Министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 17 августа 1971 года за №330 были утверждены структура Дагестанского политехнического института, перечень кафедр, лабораторий и кабинетов, а также совещательных органов института, а приказом Минвуза РСФСР от 24 февраля 1971 г. №71 были окончательно решены все организационные  вопросы и в 1972 году был создан институт. В структуре вуза были предусмотрены механический, приборостроительный, строительный, технологический факультеты, а также вечерний и заочный факультеты. 

Необходимость создания высшего учебного заведения технического профиля в Дагестане возникла не случайно. Конец 50-х - начало 60-х годов XX века был отмечен бурным развитием точных наук, освоением космоса, технической модернизацией страны и, как следствие, подъемом промышленного производства, попыткой выровнять индустриальные и аграрные секторы экономики в регионах, исторически сложившихся как сельскохозяйственные. Для строительства и эксплуатации крупных промышленных предприятий были необходимы свои, местные инженерно-технические кадры. Развитие производительных сил республики, огромный размах капитального строительства потребовали ускорения подготовки инженерных кадров, открытия ряда новых  технических специальностей. 

В 1995г. Приказом Госкомитета РФ по высшему образованию от 5 июня 1995г. №852 Дагестанский политехнический институт был преобразован в Дагестанский государственный технический университет.  

Кардинальные перемены в вузе начались в 2000-х годах, когда образовательная политика ДГТУ взяла ориентацию на высокие мировые стандарты высшей школы.  Опираясь на ценные традиции, наращивая интеллектуальный капитал, перенимая самые совершенные методики и стратегии развития, непрерывно совершенствуя свою деятельность, университет  вышел на передовые позиции в науке, образовании, в воспитательной сфере, первым в регионе перешел на инновационное развитие. Все эти годы, характеризующиеся поступательным и динамичным развитием университета, вузом руководит д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ Тагир Абдурашидович Исмаилов.  

Главной целью научной и образовательной политики университета является внедрение инноваций, обеспечение подготовки специалистов на уровне мировых квалификационных требований и эффективное использование образовательного, научно-технического, инновационного потенциала для развития региона.    

Сегодня в структуре вуза 13 факультетов, 64 кафедры, 5 научно-исследовательских институтов, среди которых базовые для региона: НИИ "Термоэлектрические приборы и устройства", НИИ "Микроэлектроники и нанотехнологий", НИИ «Информационных технологий и телекоммуникаций», Специальное конструкторское бюро «Аппаратура радиоэлектроники, энергетики и транспорта»,  21 специализированный центр,  в том числе,  крупнейший в СКФО Центр современных информационных технологий, Международный учебно-научный центр ДГТУ и компании Softline, являющийся официальным представителем корпорации Microsoft в России, Учебно-научный центр "Современные электронные элементы и технологии", созданный совместно с компаниями Analog Devices, Inc., целый  ряд других инновационно-технологических структур, профильных научных и учебных лабораторий.

На базе университета функционируют "Центр по связям с производством и содействию в трудоустройстве выпускников" и "Центр повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов".  

Университет имеет  3 филиала в городах Каспийск, Кизляр, Дербент.

ДГТУ лицензирован по 59 специальностям, 40 направлениям магистратуры и 49 направлениям бакалавриата, охватывающим широкий спектр инженерных специальностей, а также специальностей экономического и гуманитарного профиля.  

В университете реализуется 277 образовательных программ различных уровней, в том числе: 150 - высшего профессионального образования, 41 - послевузовского образования, 56 - программы повышения квалификации и переподготовки, 18 - профессиональной подготовки. В профессионально-техническом лицее, входящем в состав университета, ведется подготовка по 12 специальностям начального профессионального образования.  

Коллектив вуза активно участвует в конкурсах научных проектов, финансируемых Министерством образования и науки РФ, РФФИ, РГНФ и других ведомств, фондов и организаций. По ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы поддержано 14 проектов ДГТУ. По аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» в вузе исполнено 20 проектов. 

ДГТУ активно принимает участие в конкурсах, проводимых Министерством образования и науки РФ на право получения субсидий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, а также в открытых конкурсах, проводимых Министерством промышленности и торговли РФ.

Для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства достигнуты соглашения о научно-техническом сотрудничестве университета с предприятиями:

ОАО НПК «Русская радиоэлектроника»;

ЗАО «Махачкалинский завод лакокрасочных изделий»;

ОАО «ДагЗЭТО»;

ООО «ЭКС САТ РРЕ Космическое агентство»;

ОАО «Избербашский радиозавод им. Плешакова П.С.»;

ООО «ЭВНА»;

ОАО «Завод «Дагдизель» и др.

В вузе традиционно выполняются НИР по грантам Президента РФ, Президента РД,  Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), а так же НИР по государственному заданию Министерства образования и науки РФ.  

Научные разработки сотрудников университета ежегодно представляются в ряде важных международных, всероссийских и межрегиональных мероприятий, среди которых следует выделить Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед». По итогам Салона 2013 года университет удостоен 6 золотых, 4 серебряных, 5 бронзовых медалей, а также золотой медали Инвестиционного общества Тайваня и золотой медали международного Салона изобретений и новых технологий «Новое время» (Украина). По итогам конкурса «Инновационный потенциал молодежи-2013», который проходил в рамках Салона, ДГТУ завоевал Гран-при, специальный приз за оригинальное техническое решение за разработку «Устройство отображения трехмерной информации с интерактивными возможностями» и 122 почетных диплома, Кубок региона «За высокий уровень изобретательской деятельности в регионе» для вручения Президенту РД. Университет является активным участником Всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер», конкурса в области инноваций «Зворык