Четверг, 25 апреля 2024 г.
Научно-практический семинар «Архитектурно-скульптурные монументы по мотиву «Журавли» Расула Гамзатова» прошел в вузе

В апреля 2024 г. на кафедре архитектуры состоялся научно-практический семинар на тему: «Архитектурно-скульптурные монументы по мотиву «Журавли» Расула Гамзатова».


Ответственный за семинар - старший преподаватель Гамидов Т.С. выступил с темой «Архитектурно-скульптурные монументы по мотиву «Журавли» Расула Гамзатова.   


 Доклад был посвящён становлению целого направления в строительстве мемориальных памятников в нашей стране и за рубежом по мотивам «Журавлей» Расула Гамзатова. Было рассказано о монументах, построенных в столице и других крупных городах России и Дагестана – на родине Расула в частности. Предыстория зарождения гамзатовских журавлей, связанная с трагической историей японской девочки Садако Сасаки, перенесённая через боль и страдания поэтом от потери близких ему людей во время ВОВ, отмечена как основополагающий пункт в зарождении бессметного поэтического произведения дагестанского поэта. В связи со сказанным автор констатирует по материалам монументального искусства три направления в строительстве памятников «журавлиной» тематики. Если первые две преимущественно получили распространение в странах Европы и Азии в виде фигурных скульптур портрета Садако Сасаки и её бумажных журавликов, то формирование третьего направления отмечено непосредственным влиянием произведения «Журавли» Р. Гамзатова, трансформировавшееся в образы летящих по небу клином журавлей. Докладчик приводит разнообразные приёмы сооружения подобных монументов в различных городах России, получивших широкую популярность с начала 1980-х годов. В одном Дагестане более десяти мемориальных памятников посвященных теме «Журавли», по которым автор подробно приводит анализ содержания и формы. Даны справедливые заметки о ценности и значимости мемориалов на военно-историческую тематику, призванные формировать нравственно-патриотические чувства  подрастающих поколений, сохранять в их памяти героическое прошлое в истории народа.   


По завершении семинара участники подключались к обсуждению темы доклада, задавали интересующие их вопросы и приобретали опыт искусствоведческого анализа произведений монументального искусства в различных его видах и формах выражения.