Суббота, 17 декабря 2022 г.
Научно-практический семинар, посвященный цифровизации услуг, прошел в ДГТУ

15 декабря 2022 года в рамках реализации плана научных семинаров кафедры информационных технологий в прикладной информатике состоялся научно-практический семинар на тему: «Цифровизация услуг, оказываемых населению государственными органами и бизнесом».

Основными целями и задачами семинара были: дать представление об уровне развития электронных государственных услуг в Республике Дагестан, а также об их роли в формировании информационного общества в регионе; выявить основные проблемы предоставления государственными органами и бизнесом услуг в электронном виде, а также перспективы их развития; формулировка выводов и рекомендаций по совершенствованию уровня предоставления электронных государственных услуг.

С первым докладом на тему: «Анализ предоставления государственных и муниципальных услуг населению Республики Дагестан в электронном виде» выступил кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры Рамидин Тагиев.

В своем выступлении Рамидин Тагиев отметил, что важное место среди информационно-коммуникационных технологий занимают те технологии, которые обеспечивают взаимодействие с органами государственной власти в части предоставления государственных и муниципальных услуг.

К наиболее популярным видам государственных и муниципальных услуг, получаемых населением с использованием сети Интернет, относятся такие, как:

Здравоохранение и медицина.
Налоги и сборы.
Услуги МВД/ГИБДД.
Жилищно-коммунальное хозяйство.
Образование и наука.

На развитие государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, негативно влияют ряд проблем:

−   закрытость системы государственного управления для населения, общественных организаций, институтов гражданского общества;

−   удаленность сельского населения от мест организованного электронного взаимодействия (органов государственного управления, многофункциональных центров);

−   отсутствие покрытия сети Интернет на значительной территории Российской Федерации;

−   неравномерность развития системы государственных услуг по количеству и качеству в разрезе отдельных государственных органов;

−   низкое качество сайтов государственных органов, что создает трудности доступа населения к информации, размещаемой на сайтах;

−   проблема защиты информации в процессе электронного взаимодействия.

Для того чтобы использовать потенциал ИКТ - отрасли и решить указанные  проблемы, а также сократить имеющееся цифровое неравенство, необходимо обратить внимание на слабые места и предпринять соответствующие шаги:

1. Повысить уровень подготовки профессиональных кадров в области ИКТ.

2. Разработать систему мониторинга основных барьеров в секторе ИКТ, а также выработки рекомендаций по их устранению.

3. Повысить интерес бизнеса к инвестициям в образование, научно – исследовательские работы, опытно – конструкторские работы и коммерциализацию научных достижений.

4. Повысить привлекательность отечественного сектора ИКТ для иностранных инвестиций.

С докладом на тему: «Суперсервис «Поступление в вуз онлайн» выступил студент четвертого курса направления «Прикладная информатика» Александр Яшаев.

Автор отметил, что суперсервис «Поступление в вуз онлайн» - это государственный сервис, который помогает абитуриентам подать документы о приеме в вуз в электронном виде. С помощью суперсервиса можно выбрать вуз и направления подготовки, направить заявление о приеме и документы об индивидуальных достижениях, узнать расписание вступительных испытаний и записаться на них, контролировать конкурсные списки и подать заявление о согласии на зачисление в вуз.

Планируется, что к 2023 году к нему будут подключены все государственные университеты. Также в будущем планируется расширение функционала суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» и прием документов по программам магистратуры.

С очередным докладом «Проблемы и перспективы развития электронных государственных услуг» выступил студент четвертого курса направления «Прикладная информатика» Ренат Яхьяев.

В своём докладе Ренат Яхьяв отметил, несколько проблем в развитии электронных услуг в нашей стране.          

В первую очередь – это недостаточная популяризированность электронных порталов и отсутствие публичной системы информирования заявителей государственных услуг. Одной из причин этой проблемы является отсутствие доступа в интернет у значительной части населения страны.

Второй проблемой является отсутствие на федеральном уровне единой методологии перевода услуг в электронный вид, что в ряде случаев не позволяет сделать процесс оказания услуг существенно быстрее либо проще. Решением этой проблемы может стать внедрение системы подготовки государственных услуг к переводу в электронный вид.

Еще одной проблемой является неготовность граждан к электронному правительству, в том числе, сотрудников органов власти. Неготовность населения обуславливается его консервативным мышлением. Такая же ситуация и у сотрудников органов власти - желание работать не со сведениями, а с бумагами.

К результатам работы электронных порталов для граждан можно отнести ряд социальных - экономических эффектов:

•   рост информированности о получении государственных и     муниципальных услуг в электронном виде;

•   повышение информированности граждан по перечню и форматам необходимых документов для получения государственных и муниципальных услуг;

•   повышение компетенций граждан по подготовке документов в электронном виде, по использованию возможностей сервисов портала, как информационной системы;

•   сокращение необходимости сбора дополнительных документов и подтверждающих сведений из других организаций;

•   сокращение или отсутствие очередей, сокращение визитов заявителей в организации, оказывающие государственные или муниципальные услуги;

•   сокращение сроков оказания государственных и муниципальных услуг.

Участники проявили большой интерес к докладам авторов, что выразилось в активной дискуссии после выступлений.