Пятница, 26 мая 2023 г.
Научно-практический семинар «Расчеты при сложном сопротивлении» прошел в ДГТУ

Кафедра сопротивления материалов, теоретической и строительной механики организовала научно-практический семинар на тему «Расчеты при сложном сопротивлении».

Открыл семинар заведующий кафедрой, к.т.н., доцент Магомед Пайзулаев. 

Развитие научно-исследовательской деятельности студентов - неотъемлемая часть модернизации образования. Интеграция науки и образования в живом учебном процессе способствует повышению качества подготовки кадров, развитию творческой инициативы молодежи, ее активному участию в решении вопросов, связанных с изобретательской и рационализаторской деятельностью, поиску эффективных, передовых, нестандартных решений научных и технических проблем. В эпоху инновационного развития общества становятся необходимыми и востребованными специалисты, обладающие не только высокими профессиональными знаниями, но и навыками организационной, воспитательной, управленческой работы, имеющие собственное научное мировоззрение. Научные исследования в вузах определяют гарантии и условия подготовки высококвалифицированных специалистов. НИР играет для благосостояния об-щества определенную роль и выполняет целый ряд функций: создание новых знаний, совершенствование образования и повышение качества жизни. Наука должна отвечать потребностям общества и помогать ему, справляться с глобальными проблемами.

С докладом на тему «Расчеты при сложном сопротивлении» выступил к.т.н., доцент кафедры СМТСМ Шамиль Омаров.

В своем выступлении автор отметил, что задача разработки и оптимизации деталей двигателя, в частности коленчатого вала как одной из самых напряжённых и ответственных деталей, сложна и требует всестороннего использования математического моделирования.

Недостаточная надежность коленчатого вала, как правило, служит причиной повышенных износов и сокращения срока службы двигателя. От прочности коленчатого вала во многом зависит возможность форсирования двигателя.

Поломки коленчатых валов в эксплуатации показывают, что задача повышения прочности вала остается актуальной, особенно при постоянном форсировании двигателей с помощью наддува.

Коленчатый вал представляет собой пространственную, статически неопределимую систему на упругих опорах с различной жесткостью отдельных участков. Несмотря на достигнутый прогресс в области вычислительной техники и разработки прикладных расчётных программ, общий численный расчёт сложного коленчатого вала многоцилиндрового двигателя в трёхмерной постановке с учётом всего спектра нагрузок и граничных условий, с учётом влияния сопряжённых с валом элементов подшипниковых опор, является чрезвычайно трудоёмкой задачей.

С познавательным докладом на тему «Расчет вала на выносливость выступил студент 1 курса АСФ Амин Рамазанов. 

Опыт эксплуатации показывает, что для валов основной причиной выхода из строя является усталостное разрушение и поэтому для валов расчет на сопротивление усталости является одним из основных. Для проведения усталостного расчета необходимо следующее: рабочий чертеж вала, вид нагружения, силовые факторы, материал и термическая обработка вала, виды и расположение концентраторов напряжений, шероховатость поверхностей.

В ходе семинара были рассмотрены различные случаи определения напряжений и сил, действующих на валы, и приведены интересные практические решения такого рода задач, встречающихся в инженерной практике.