logo

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА НА ПЕРИОД ДО 2020 года


1. Общие положения

Программа стратегического развития Дагестанского государственного технического университета разработана на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации», исходя из государственной задачи необходимости формирования конкурентоспособной на мировом рынке системы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных специалистах, способной повышать уровень образования населения и научный потенциал страны. Программа стратегического развития университета реализуется по Утвержденному Комплексному плану мероприятий на период до 2020 года, а также по локальным программам и планам развития соответствующих направлений деятельности университета.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям каждого гражданина и общества в целом.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования:

-        обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития (формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов);

-        внедрение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

-        увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;

-        развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата;

-        обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

-        увеличение оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.

Вторая задача - модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития:

-        создание системы образовательных услуг, обеспечивающих полноценное развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;

-        создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-        создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

-        создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;

-        развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.

Третья задача - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров:

-        создание системы внешней независимой сертификации профессиональных компетенций;

-        создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

-        создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;

-        формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.

Четвертая задача - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:

-        прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;

-        условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения;

-        прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;

-        механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.

        В этих условиях деятельность Дагестанского государственного технического университета направлена на создание новых преимуществ путем завоевания выгодных рыночных позиций, развития внутренних возможностей, результативной инновационной деятельности. 

                           

2.  Миссия университета

Дагестанский государственный технический университет как ответственный участник в отечественной системе образования стремится реализовать цели государственной стратегии в области образования, а также ориентируется на повышение своего статуса в мировом образовательном пространстве.   

Миссия университета - служение интересам и росту благосостояния России путем подготовки высокопрофессиональных, социально ориентированных и конкурентоспособных специалистов с инновационным потенциалом, стремлением к лидерству и широким культурным кругозором на основе интеграции образования и научных исследований по широкому спектру приоритетных направлений социально-экономического развития государства.

Стратегической целью является развитие взаимоувязанных направлений работы университета в области образования, науки и инноваций, формирование университетского научно-образовательного комплекса, реализующего профессиональное образование по широкому спектру направлений и специальностей, при активной консолидации с работодателями, отвечающее требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям личности, общества и государства. 

Для достижения стратегической цели планируется реализовать следующие направления деятельности: 

1. Модернизация в рамках единого образовательного пространства системы уровневого образования в университете - необходимое условие кадрового и научно-инновационного обеспечения развития приоритетных научно-исследовательских направлений, а также инновационного социально-экономического развития региона; 

2. Развитие эффективной системы академических и прикладных исследований университета, модернизации научно-технической базы, создание исследовательского центра мирового уровня в радиотехнической и строительной сфере, информационных и телекоммуникационных систем, пищевой промышленности и индустрии питания; 

3. Обеспечение на основе интеграции науки и образования, эффективного партнерства с бизнес-сообществом, коммерциализации научных исследований и трансфера инновационных технологий в экономику, развитие системы повышения квалификации и переподготовки специалистов отрасли; 

4. Развитие кадрового потенциала университета и создание условий для профессионального и личностного роста научно-педагогических работников.

 

3. Статус университета

Дагестанский государственный технический университет  – это крупный образовательный, научный и культурный центр юга России, высшее учебное заведение инновационного типа, обладающее высоким интеллектуальным и научным потенциалом. С момента своего создания университет выпустил более 40 тысяч специалистов самых востребованных  инженерных профессий, обеспечив кадрами высшей квалификации многие отрасли республики и страны. 

История создания ФГБОУ ВПО "ДГТУ" началась 24 января 1970г., когда Совет Министров СССР принял Постановление об организации Дагестанского политехнического института. Приказом Министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 17 августа 1971 года за №330 были утверждены структура Дагестанского политехнического института, перечень кафедр, лабораторий и кабинетов, а также совещательных органов института, а приказом Минвуза РСФСР от 24 февраля 1971 г. №71 были окончательно решены все организационные  вопросы и в 1972 году был создан институт. В структуре вуза были предусмотрены механический, приборостроительный, строительный, технологический факультеты, а также вечерний и заочный факультеты. 

Необходимость создания высшего учебного заведения технического профиля в Дагестане возникла не случайно. Конец 50-х - начало 60-х годов XX века был отмечен бурным развитием точных наук, освоением космоса, технической модернизацией страны и, как следствие, подъемом промышленного производства, попыткой выровнять индустриальные и аграрные секторы экономики в регионах, исторически сложившихся как сельскохозяйственные. Для строительства и эксплуатации крупных промышленных предприятий были необходимы свои, местные инженерно-технические кадры. Развитие производительных сил республики, огромный размах капитального строительства потребовали ускорения подготовки инженерных кадров, открытия ряда новых  технических специальностей. 

В 1995г. Приказом Госкомитета РФ по высшему образованию от 5 июня 1995г. №852 Дагестанский политехнический институт был преобразован в Дагестанский государственный технический университет.  

Кардинальные перемены в вузе начались в 2000-х годах, когда образовательная политика ДГТУ взяла ориентацию на высокие мировые стандарты высшей школы.  Опираясь на ценные традиции, наращивая интеллектуальный капитал, перенимая самые совершенные методики и стратегии развития, непрерывно совершенствуя свою деятельность, университет  вышел на передовые позиции в науке, образовании, в воспитательной сфере, первым в регионе перешел на инновационное развитие. Все эти годы, характеризующиеся поступательным и динамичным развитием университета, вузом руководит д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ Тагир Абдурашидович Исмаилов.  

Главной целью научной и образовательной политики университета является внедрение инноваций, обеспечение подготовки специалистов на уровне мировых квалификационных требований и эффективное использование образовательного, научно-технического, инновационного потенциала для развития региона.    

Сегодня в структуре вуза 13 факультетов, 64 кафедры, 5 научно-исследовательских институтов, среди которых базовые для региона: НИИ "Термоэлектрические приборы и устройства", НИИ "Микроэлектроники и нанотехнологий", НИИ «Информационных технологий и телекоммуникаций», Специальное конструкторское бюро «Аппаратура радиоэлектроники, энергетики и транспорта»,  21 специализированный центр,  в том числе,  крупнейший в СКФО Центр современных информационных технологий, Международный учебно-научный центр ДГТУ и компании Softline, являющийся официальным представителем корпорации Microsoft в России, Учебно-научный центр "Современные электронные элементы и технологии", созданный совместно с компаниями Analog Devices, Inc., целый  ряд других инновационно-технологических структур, профильных научных и учебных лабораторий.

На базе университета функционируют "Центр по связям с производством и содействию в трудоустройстве выпускников" и "Центр повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов".  

Университет имеет  3 филиала в городах Каспийск, Кизляр, Дербент.

ДГТУ лицензирован по 59 специальностям, 40 направлениям магистратуры и 49 направлениям бакалавриата, охватывающим широкий спектр инженерных специальностей, а также специальностей экономического и гуманитарного профиля.  

В университете реализуется 277 образовательных программ различных уровней, в том числе: 150 - высшего профессионального образования, 41 - послевузовского образования, 56 - программы повышения квалификации и переподготовки, 18 - профессиональной подготовки. В профессионально-техническом лицее, входящем в состав университета, ведется подготовка по 12 специальностям начального профессионального образования.  

Коллектив вуза активно участвует в конкурсах научных проектов, финансируемых Министерством образования и науки РФ, РФФИ, РГНФ и других ведомств, фондов и организаций. По ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы поддержано 14 проектов ДГТУ. По аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» в вузе исполнено 20 проектов. 

ДГТУ активно принимает участие в конкурсах, проводимых Министерством образования и науки РФ на право получения субсидий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, а также в открытых конкурсах, проводимых Министерством промышленности и торговли РФ.

Для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства достигнуты соглашения о научно-техническом сотрудничестве университета с предприятиями:

ОАО НПК «Русская радиоэлектроника»;

ЗАО «Махачкалинский завод лакокрасочных изделий»;

ОАО «ДагЗЭТО»;

ООО «ЭКС САТ РРЕ Космическое агентство»;

ОАО «Избербашский радиозавод им. Плешакова П.С.»;

ООО «ЭВНА»;

ОАО «Завод «Дагдизель» и др.

В вузе традиционно выполняются НИР по грантам Президента РФ, Президента РД,  Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), а так же НИР по государственному заданию Министерства образования и науки РФ.  

Научные разработки сотрудников университета ежегодно представляются в ряде важных международных, всероссийских и межрегиональных мероприятий, среди которых следует выделить Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед». По итогам Салона 2013 года университет удостоен 6 золотых, 4 серебряных, 5 бронзовых медалей, а также золотой медали Инвестиционного общества Тайваня и золотой медали международного Салона изобретений и новых технологий «Новое время» (Украина). По итогам конкурса «Инновационный потенциал молодежи-2013», который проходил в рамках Салона, ДГТУ завоевал Гран-при, специальный приз за оригинальное техническое решение за разработку «Устройство отображения трехмерной информации с интерактивными возможностями» и 122 почетных диплома, Кубок региона «За высокий уровень изобретательской деятельности в регионе» для вручения Президенту РД. Университет является активным участником Всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер», конкурса в области инноваций «Зворыкинский проект», Северо-Кавказского молодежного форума «Машук», Дагестанской Межрегиональной выставки «Деловой Дагестан», Дагестанского экономического форума, Дагестанского молодежного форума «Газовая отрасль», Республиканского молодежного инновационного Конвента, Северо-Кавказского инновационного форума «СКИФ» и др.

Молодые ученые университета  неоднократно являлись победителями конкурса по программе «Участник молодежного научно-инновационного конкурса  У.М.Н.И.К.». В настоящее время на базе вуза выполняется ряд проектов, поддержанных в рамках данной программы.

Вуз ежегодно проводит научные семинары, конференции различного уровня: международные, всероссийские, региональные. В  2012 г. было проведено 51 научное мероприятие, опубликованы 94 монографии, 66 сборников научных трудов.

Проводятся внутривузовские конкурсы на гранты ректора ДГТУ, конкурс «Лучший изобретатель ДГТУ» и конкурс «Лучшая монография ДГТУ».

Сотрудники вуза традиционно становятся лауреатами и победителями ежегодных конкурсов «Лучшая научная книга» и «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере», проводимых Фондом  развития отечественного образования, Межрегиональным центром инновационных технологий в образовании и Научной библиотекой Вятского государственного гуманитарного университета. 

Сотрудники университета ежегодно принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах, организованных Молодежным Союзом экономистов и финансистов РФ. Только в 2012 году 261 работа заняла призовые места в различных номинациях МСЭФ. Университет также занял 1 место в номинации «Лучшая организация научно-исследовательской работы студентов», благодаря чему Республика Дагестан завоевала первое место среди 83 регионов Российской Федерации, Республики Беларусь, Казахстана и Украины.

Молодые кандидаты и доктора наук принимают активное участие в конкурсах на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов и докторов наук, по результатам которых были получены гранты.  

Ученые и аспиранты также успешно участвуют в конкурсах на получение стипендии Президента Российской Федерации  для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики. По результатам конкурса в 2012 г. семерым молодым ученым и аспирантам университета были назначены стипендии Президента Российской Федерации. Также студенты, аспиранты и молодые ученые вуза получают стипендии Президента РД и другие именные стипендии. 

В университете функционируют 6 диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. Более 350 аспирантов и докторантов обучаются по 41 направлению аспирантуры и 5 направлениям докторантуры.  

Плодотворная изобретательская деятельность ученых университета нашла подтверждение соответствующими патентами, свидетельствами и сертификатами.  За последние 5 лет университетом получено 1982 патента  и положительных решения на изобретения и полезные модели,  что является одним из лучших показателей среди вузов и научных учреждений РФ.  Научные и производственные центры ДГТУ работают с крупнейшими российскими и международными компаниями, для которых ведутся исследования в самых разных направлениях. 

Передовые разработки технического университета экспонируются на крупнейших выставках научных достижений,   среди которых следует выделить Российскую национальную выставку в Китайской Народной Республике (г. Пекин),  Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», Международный Салон исследований и технологического трансфера   "INVENTICA" (Румыния), Международный Салон изобретений и новых технологий «Новое Время» (Украина), Международную выставку микроэлектроники, электронных компонентов и технологий «CHIP-EXPO», Международную российско-германскую выставку, Международный экономический форум в г. Сочи,  Всероссийскую выставку-ярмарку научно-исследовательских работ и инновационной деятельности «ИННОВ» (г. Новочеркасск), Дагестанский экономический форум, Дагестанские межрегиональные с международным участием выставки «Деловой Дагестан» и «Дагпродэкспо».

С 2005г. сотрудники университета принимают активное участие в программе "СТАРТ", организованной Государственным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В рамках этой программы создано 10 малых предприятий, занимающихся разработкой наукоемкой продукции. Они входят в бизнес-инкубатор, функционирующий в составе Технологического парка ДГТУ. Это позволяет самым эффективным образом обеспечить интеграцию образования, науки и производства. 

Обучение студентов, общее число которых составляет более 10 тысяч человек, осуществляет высококвалифицированный  научно-педагогический коллектив вуза, состоящий из 126 докторов наук и профессоров, около 500 кандидатов наук и доцентов, членов-корреспондентов РАН и РААСН, 42 академиков и член-корреспондентов российских и международных общественных академий.  

Университет готовит специалистов по таким перспективным для республики направлениям и специальностям, как наноэлектроника и наноматериалы; микросистемная техника; средства связи; электроэнергетические системы и сети; защита в чрезвычайных ситуациях; нефтегазовое дело; технология бродильных производств и виноделие; судебная экспертиза; инноватика; автомобильные дороги и аэродромы; гидротехническое строительство; программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем; радиотехника; экспертиза и управление недвижимостью; технология продуктов общественного питания; конструирование швейных изделий; прикладная информатика; организация и безопасность движения и др.  

В университете развита система организации и проведения олимпиад, конкурсов, а также участия студентов в олимпиадах и конкурсах различных уровней. Ежегодно проводится  третий региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике и физике, Всероссийские конкурсы выпускных квалификационных работ, Всероссийские предметные интернет-олимпиады и олимпиады по специальностям среди студентов. Многие студенты – победители внутривузовских и интернет-олимпиад принимают участие в олимпиадах, проводимых в регионах страны, занимают первые и призовые места. 

Университет уделяет большое внимание обеспечению активного взаимодействия кафедр и выпускников с работодателями. Ежегодно проводятся осенние и весенние ярмарки выпускников, на которые приглашаются руководители предприятий и организаций республики, выпускники, кафедры и факультеты. При этом заинтересованным работодателям предоставляется возможность прямого диалога и заключения договоров на предмет трудоустройства лучших выпускников. Одновременно проходят встречи представителей предприятий и организаций с кафедрами, где обговариваются вопросы, являющиеся проблемными для предприятий, определяются пути и способы сотрудничества. 

В университете имеется научно-техническая библиотека, фонд которой составляет свыше 1 млн. экземпляров литературы. Иногородние студенты размещаются в общежитиях со всеми удобствами. На территории студенческого городка расположены спортивные залы, стадионы, студенческий клуб, столовые, профилакторий. 

Воспитательная работа в ДГТУ является одной из важных в деятельности вуза и осуществляется непрерывно как в ходе учебной работы, так и во внеаудиторное время.

Сегодня в ДГТУ проводится значительная работа по совершенствованию воспитательного процесса, главная задача которого заключается в создании условий для активной деятельности студентов, творческой самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, в раскрытии и становлении их духовного потенциала.

ДГТУ – шестикратный победитель Республиканской студенческой весны. Представляя Республику Дагестан на Всероссийской студенческой весне, в 2012 году студенты одержали триумфальную победу в г. Челябинск, завоевав 3 первых, 2 вторых и 2 третьих места. 

В составе сборной Российской Федерации, ДГТУ стал обладателем Гран-при Международного фестиваля студенческой весны стран СНГ на Кавказе. В мае 2013 года университет завоевал бронзу на XII молодежных Дельфийских играх России, проходивших в г. Новосибирск. Ансамбль танца ДГТУ «Вершины Кавказа» представлял Российскую Федерацию на VIII Международных Открытых молодежных  играх государств-участников СНГ, где получил бронзу на профессиональном творческом конкурсе международного уровня.

Команда КВН «Сборная ДГТУ» является финалистом Центральной Краснодарской Лиги КВН, обладателем Гран – При Фестиваля межрегиональной лиги КВН «Плюс», участником ¼ лиги КВН «Плюс» и финалистом 2 тура Международного Фестиваля команд КВН «КиВиН - 2013».

В числе лучших футбольных команд вузов СКФО и ЮФО – сборная команда ДГТУ  «Политех», которая является призером зонального  этапа Первенства России по футболу среди команд высших учебных заведений и учреждений среднего профессионального образования ЮФО и СКФО.

Команда университета  участник военно-спортивной игры «Ополченец» - последние три года победитель  среди команд вузов республики Дагестан. 

В честь 40-летия ДГТУ туристско-спортивный клуб университета совершил восхождение на безымянную вершину Шалбуздага Восточного (третья башня, 4050 м.), которая названа "Пиком Политеха". Команда клуба ДГТУ «Наследники» - участник Международного фестиваля  по альпинизму, которая совершила восхождение на высочайшие вершины Дагестана – Базардюзи и Ерыдаг.

В ДГТУ функционирует Студенческий спасательный отряд,  который неоднократно становился призером в соревнованиях по спасательным работам техногенного и природного характера, поисково-спасательным работам не только в республике, но и далеко за ее пределами.

ДГТУ - победитель Всероссийского конкурса на лучшее студенческое общежитие (студенческий городок), организованного Министерством образования и науки РФ, победитель 1-го Республиканского конкурса "Лучшее студенческое общежитие". Семь лет подряд ДГТУ является победителем конкурса "Лучший вузовский двор", проводимого Администрацией города Махачкалы.

В университете созданы все условия для занятий студентов самыми разными видами спорта. В стенах вуза проводится большое количество спортивных мероприятий: соревнования по вольной борьбе, волейболу, настольному теннису,  шахматные турниры. В 2013 году в университете был установлен мировой рекорд: в сеансе одновременной игры прошел турнир по шашкам, в котором приняли участие более двух тысяч студентов и преподавателей вуза. ДГТУ располагает двумя футбольными полями, современными тренажерными залами для занятий тяжелой атлетикой, гиревым спортом и фитнесом, залом для настольного тенниса, летней спортивной площадкой для занятий баскетболом и волейболом, гимнастическим городком, боксерским рингом. В университете функционируют секции по девяти  видам спорта: вольной борьбе, настольному теннису, волейболу, баскетболу, футболу, шахматам, дзюдо, гимнастике, тяжелой атлетике и боксу, которые позволяют реализовывать ребятам свои способности и добиваться достойных побед. Среди выпускников университета – чемпионы мира и Европы, победители  и призеры Олимпийских игр.

 Для повышения качества учебно-тренировочной работы тренеров-преподавателей университета действует единственный в республике «Научно-методический центр по развитию спортивных игр». Его основной задачей является разработка научно-методических рекомендаций для студенческой молодёжи по базовым спортивным играм.

С целью развития экологического образования, привлечения студенческой молодежи к экологическим проблемам региона, пропаганды идей охраны природы, рационального использования природных ресурсов, создано Экологическое движение студенческой молодежи ДГТУ «Здоровое поколение». 

Для развития деятельности студенческих отрядов в вузе, привлечения студенческой молодежи к участию в деятельность студенческих отрядов, содействия временному и постоянному трудоустройству студентов и выпускников учебных заведений в университет совместно с Комитетом по молодежной политике РД создан Региональный штаб студенческих отрядов РД. 

В университете быстрыми темпами развивается волонтерское движение, в том числе адресная волонтерская помощь.

На территории ДГТУ осуществляется строительство бассейна по федеральному проекту партии «Единая Россия» «500 бассейнов».

На берегу Каспийского моря, в 30 км от университета, функционирует спортивно-оздоровительный лагерь «Политехник», позволяющий укреплять здоровье студентам и сотрудникам вуза. 

Инициируя новые социально-экономические и инновационные проекты, ДГТУ успешно реализует приоритетные направления и задачи высшего профессионального образования. Стратегия модернизации вуза позволяет  внедрять эффективные программы  развития на ближайшее время, учитывающие широкие возможности технического университета.

 

4. Краткая характеристика проблем

Развитие университета на современном этапе и в среднесрочной перспективе связано с решением ряда проблем, большинство из которых является следствием или отражением общего состояния системы образования в стране, а также особенностей социально-экономического развития региона.

• Наметившийся в последние годы рост объема производства и исследований в высокотехнологичных отраслях обнажил чрезвычайно острый дефицит высококвалифицированных специалистов, владеющих самыми современными технологиями, способных разрабатывать и внедрять конкурентоспособную технику и технологии, нацеленных на инновационную профессиональную деятельность в условиях рыночной экономики. Необеспеченность квалифицированными кадрами становится главным препятствием в инновационном развитии экономики России.

• В предпринимательском секторе доминируют отсталые технологии, остается невысоким уровень восприимчивости компаний к инновациям, наблюдается дефицит специалистов по инновационному менеджменту, адаптированных к условиям рыночной экономики, что, в конечном счете, предопределяет низкий уровень спроса со стороны предпринимательского сектора на передовые технологии.

• Нарушена цепочка «фундаментальные исследования – прикладные исследования – промышленное производство». Результаты научных исследований зачастую с трудом находят применение в экономике вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям предпринимательского сектора. 

• Несбалансирован механизм формирования контингента студентов по направлениям подготовки и специальностям с потребностью отраслей и экономики в специалистах с высшим профессиональным образованием.

• Материально-техническая база образования и науки отстает от современного мирового уровня и от запросов экономики. Особенно нуждается в обновлении исследовательское и учебно-лабораторное оборудование, позволяющее изучать и создавать новые материалы, технологии и изделия, а также проводить испытания материалов и конструкций в условиях эксплуатации. 

Решающее значение в повышении научно-технического и кадрового потенциала региона и страны в целом, в реализации интенсивного инновационного развития экономики, основанной на знаниях, приобретает развитие системы высшего профессионального образования.


 
5.  Цель Программы стратегического развития

 В соответствии с миссией ДГТУ и с учетом современных проблем в развитии экономики региона, а также в развитии системы высшего профессионального образования страны, Программа главной целью ставит достижение мирового уровня по основным направлениям деятельности университета на основе:  развития инновационного подхода; соединения образовательного и научно-исследовательского процессов, обновления учебной и исследовательской лабораторной базы; значительного улучшения социальных условий работников и обучающихся, укрепления кадрового потенциала университета; развития использования интенсивных форм обучения на основе компьютерных и инфокоммуникационных образовательных технологий; расширения спектра образовательных услуг за счет реализации непрерывного многоуровневого образования в соответствии с запросами экономики и потребностями личности; укрепления позиций университета как центра компетенции Республики Дагестан в области инженерных  и инфокоммуникационных технологий,  расширения и укрепления центров компетенции по направлениям ведущих научно-педагогических школ;  укрепления позиций университета в международном образовательно-научном сообществе.

 

6. Основные направления Программы стратегического развития университета


6.1. Образовательная деятельность.

 

Стратегические цели.

 

Завоевание лидирующих мировых позиций в подготовке специалистов в области инженерных и инфокоммуникационных технологий путем совершенствования системы профессионального образования за счет широкого внедрения новых образовательных технологий и усиления интеграции учебного процесса и научных исследований, а также за счет развития системы многоуровневого непрерывного профессионального образования специалистов на протяжении всего периода их трудовой деятельности.

Укрепление позиций ДГТУ как федерального и регионального центра компетенции в области образовательных технологий, достижение статуса федерального научно-образовательного центра.

Создание в ДГТУ инновационной образовательной среды в целях диверсификации и трансфера образовательных технологий в подготовку конкурентоспособных специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики, способных решать задачи по преодолению технологического отставания производства страны от мирового уровня.


 
Стратегические задачи:

 

• Обновление и совершенствование содержания образования на основе укрепления фундаментальности подготовки, соединения учебного процесса и научных исследований, соответствия тематики научных исследований и проектов преподаваемым дисциплинам, использования результатов исследований в образовательных программах.

• Дальнейшая интеграция с институтами Российской академии наук в инновационной деятельности в сфере фундаментальной науки и образования.

• Расширение спектра реализуемых образовательных программ. Увеличение доли целевой контрактной подготовки, активное участие ДГТУ в разработке и выполнении региональных, отраслевых и федеральных целевых программ развития в части их кадрового обеспечения.

• Развитие проектного обучения студентов и специалистов на основе сотрудничества и в интересах предприятий инновационно-промышленного кластера в рамках фундаментальных и прикладных исследований, в процессе реализации инноваций.

• Разработка и реализация инновационной методологии и учебно-методического обеспечения для коренного повышения качества подготовки специалистов в области экономики и управления на предприятиях, в организациях и учреждениях.

• Разработка современных методов моделирования, анализа и реструктуризации бизнес-процессов, а также современных корпоративных информационных систем, обеспечивающих повышение конкурентоспособности инновационной продукции за счет существенного сокращения сроков ее вывода на рынок, повышения качества и сокращения затрат;

• Развитие и совершенствование инновационных образовательных технологий с использованием принципов непрерывного многоуровневого образования: довузовская подготовка, базовое высшее образование (бакалавры, специалисты, магистры), послевузовское образование (магистранты, аспиранты, докторанты), дополнительное образование (второе высшее образование, повышение квалификации и профессиональная переподготовка, дополнительная квалификация).

• Осуществление пилотных проектов, реализующих модульную структуру основных образовательных программ и систему зачетных единиц (кредитов) и создание условий для полного перехода на такую форму образования.

• Разработка и внедрение инновационных подходов к обучению; усиление роли самостоятельной работы студентов и совершенствование контроля знаний студентов на всех этапах обучения на основе информационно-компьютерных технологий; обеспечение участия студентов в деятельности инновационных подразделений университета.

• Использование медиацентра и инфокоммуникационной сети для полноценного доступа студентов и преподавателей к объединенным информационным ресурсам вузов Республики Дагестан и мировой информационной среды, а также для внедрения автоматизированных и обучающих систем, опирающихся на новейшие информационные технологии.

• Расширение объема дистанционного обучения путем использования ресурсов межвузовского медиацентра, научно-технической библиотеки, в том числе в реализации дополнительных образовательных услуг (второе высшее образование, дополнительные квалификации и др.).

• Создание международно-сертифицированных учебно-тренинговых центров, обеспечивающих непрерывный цикл обучения по новым современным технологиям.

• Развитие и совершенствование системы управления качеством образования в университете. Обеспечение проведения регулярных внутренних и внешних аудитов качества образовательных программ и учебных дисциплин. Сертификация системы управления качеством образования.

• Организация совместно с предприятиями отраслей национальной экономики мониторинга потребностей в инженерных кадрах с целью выявления приоритетных направлений и уровней подготовки и переподготовки специалистов, расширение спектра направлений подготовки и специальностей. Создание системы анализа востребованности образовательных программ и выпускников предприятиями региона, установление долгосрочных партнерских отношений с государственными и частными работодателями.

• Расширение взаимодействия с крупными техническими университетами России, разработка комплексных программ сотрудничества. Заключение договоров, предусматривающих обмен студентами, аспирантами и преподавателями, участие в формировании национального университета.

• Укрепление позиций университета на международном рынке образовательных услуг путем совершенствования образовательных программ высшего профессионального образования, их международной аккредитации. Повышение академической мобильности преподавателей, студентов, аспирантов за счет расширения международных обменов. Предоставление более широких возможностей студентам в изучении иностранных языков.

• Интенсивное развитие информационного обеспечения образовательного процесса, достижение полной обеспеченности современной учебной и научной литературой, а также электронными ресурсами за счет возможностей медиацентра, инфокоммуникационной сети и доступа к фондам мировых культурных ценностей.

• Создание эффективной системы кадрового обеспечения образовательного процесса университета. Совершенствование системы планирования учебной нагрузки и оплаты труда преподавателей путем оптимизации учебного процесса по критерию «качество – затраты»; развитие новых механизмов финансирования образовательной деятельности подразделений.
 
 
6.2. Научная и инновационная деятельность

 

Стратегические цели:


• Максимальное использование научного потенциала университета для повышения качества подготовки специалистов.

• Обеспечение конкурентоспособности и востребованности научной деятельности университета.

• Интеграция ученых университета в мировое научное сообщество.

•Превращение научной деятельности университета в фактор инновационного экономического развития Республики Дагестан.

• Обеспечение самоокупаемости научных исследований, повышение благосостояния сотрудников и развитие материальной базы университета


Стратегические задачи:


• Реализация принципа обучения через проведение научных исследований на всех стадиях подготовки специалистов.

• Поддержка действующих и формирование новых научных школ университета, укрепление их материальной базы.

• Развитие фундаментальных научных исследований в научных школах университета. Укрепление творческих связей и сотрудничества с Российской академией наук, отечественными и зарубежными научными центрами.

• Активное участие университета в реализации научных программ и проектов.

• Расширение спектра прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки и техники и критическим технологиям.

• Достижение лидирующих позиций в области инженерных и инфокоммуникационных технологий.

• Привлечение к выполнению научных исследований преподавателей, студентов, аспирантов, магистрантов, докторантов.

• Совершенствование механизмов, стимулирующих участие в проведении научных исследований преподавателей, аспирантов и студентов.

• Увеличение направлений подготовки научных кадров высшей квалификации, увеличение численности аспирантов и докторантов. Повышение эффективности работы аспирантуры и докторантуры.

• Совершенствование системы мониторинга и оценки результативности научных исследований. Создание и поддержка базы данных по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам, обеспечение удаленного доступа к базе данных, создание системы электронного документооборота.

• Оптимизация структуры научных коллективов и научных подразделений университета.

• Обеспечение научных исследований современным оборудованием, инструментарием и программными средствами, поддержание устойчивости научной среды.

• Активизация деятельности по привлечению средств бюджетов всех уровней, фондов, средств предприятий и частных инвесторов на развитие научных исследований в университете.

• Развитие центров компетенций, сформированных на базе научных школ университета.

• Доведение результатов большинства научных исследований до коммерциализуемого товарного продукта.

• Развитие механизмов защиты прав интеллектуальной собственности и обеспечение информационной безопасности. Обучение ученых, студентов и аспирантов университета коммерциализации интеллектуальной собственности, коммерческому менеджменту.

• Развитие инновационной инфраструктуры университета (бизнес-инкубатора, научно-технологического парка, центра трансфера технологий, учебного центра развития малого предпринимательства) и интеграция ее в экономическое и образовательное пространство Республики Дагестан

• Активное позиционирование исследований и разработок университета в глобальной экономике за счет стимулирования наукоемкого экспорта и расширения международной технологической интеграции, создания и поддержки совместных международных проектов, развития сертифицированных учебных и тренинговых центров, использования механизмов лицензирования и международной сертификации, создания интернациональных коллективов, коммерциализации товарной продукции.

•Создание инфраструктуры студенческой инновационной деятельности.

• Активное участие в международных, федеральных и региональных инновационных программах и проектах.

• Совершенствование механизмов организации инновационной деятельности в университете и использование для этой деятельности научных и производственных мощностей университета, ресурсов инфокоммуникационной сети.

 

 

6.3. Информатизация и развитие телекоммуникаций.


Стратегические цели:


• Развитие университета как центра единой научной и образовательной инфокоммуникационной среды региона, интегрированного в мировое информационное пространство.
• Достижение нового качества образовательной и научной деятельности за счет использования информационных и телекоммуникационных инноваций.


Стратегические задачи:


• Расширение внешних каналов доступа к сети Internet с обеспечением высокой скорости передачи данных между субъектами инновационного пояса университета.

• Развитие и совершенствование корпоративной сети университета с целью внедрения и активного использования возможностей компьютерных телекоммуникаций.

• Увеличение скорости телекоммуникационного обмена внутри университетского кампуса ДГТУ (до 10 Гбит/сек.).

• Поддержка и развитие единой интегрированной компьютерной, программной и телекоммуникационной среды для реализации образовательной деятельности, тренинга и научных исследований.

• Реализация и поддержка системы удаленного доступа для технологического и информационного обеспечения модулей дистанционного обучения и открытого образования.

• Сертификация электронных образовательных приложений в соответствии с мировыми стандартами.

• Систематическая модернизация технических средств и программно-информационного наполнения научно-образовательной среды.

• Приобретение и использование лицензионного программного обеспечения.

• Использование технологических возможностей межвузовского Медиацентра для инновационных решений задач по информационному наполнению научно-образовательной среды и предоставлению к ней доступа пользователей:

- участие в консолидации научно-образовательных информационных ресурсов вузов и научных организаций Республики Дагестан;

- организация доступа к распределенной системе информационных ресурсов;
 - предоставление автоматизированных рабочих мест для студентов, преподавателей и научных работников;

-создание мультимедийных образовательных ресурсов;
 - сертификация и лицензирование электронных образовательных ресурсов в соответствии с международными стандартами;

- мониторинг мирового рынка образовательных электронных ресурсов;

-оцифровка печатной, аудио-, видео-продукции;

- реализация инновационных программ повышения квалификации для преподавателей вуза, научных сотрудников и других категорий работников;

- реализация системы повышения информационной грамотности и медиаобразования;

- модульное внедрение системы дистанционного обучения;

- использование в учебном процессе инновационных форм обучения: телеконференций, лекций в режиме видеоконференции, онлайновых обсуждений.

- реализация презентационной деятельности, в том числе в сфере профессиональной ориентации студентов и их трудоустройства;

- организация и проведение научных конференций по различным отраслям знаний;

- разработка нормативно-правовых, научно-методических и организационных основ внедрения инновационной системы поддержки образовательной деятельности на базе новых информационных технологий.

• Совершенствование интегрированной автоматизированной системы управления университетом на основе инфокоммуникационных технологий.

• Материальное и финансовое обеспечение работ по информатизации и телекоммуникации в университете из бюджетных и внебюджетных источников.

• Разработка и сертификация учебных программ инновационной направленности.
 
 
6.4. Международная деятельность.


 
Стратегические цели:


• Укрепление авторитета университета на международной арене как признанного лидера в области инженерных и инфокоммуникационных технологий.

•Вхождение в мировую экономику с конкурентоспособным научно-технической продукцией и образовательными технологиями с целью привлечения иностранного капитала для развития университета.


Стратегические задачи:


• Активизация пропаганды достижений и возможностей университетского комплекса в образовательной, научной и инновационной деятельности через участие в международных выставках, организацию интернет-конференций по научным, образовательным и методическим проблемам, публикации в ведущих мировых изданиях.

• Формирование и реализация долгосрочной политики университетского комплекса в области языковой подготовки студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, преподавателей (организация на факультете повышения квалификации преподавателей курсов технического иностранного языка, стимулирование применения знаний иностранного языка во всех видах учебных занятий).

• Развитие партнерских связей с ведущими зарубежными образовательными и научными центрами через участие в международных программах и проектах, а также путем академических обменов студентами, преподавателями, аспирантами.

• Использование возможностей медиацентра университета для вхождения в мировое образовательное пространство.

• Расширение международных академических обменов путем дистанционного обучения, с применением мультимедийных средств; получения сертификата на дистанционное обучение.

• Мониторинг международного рынка высоких технологий и образовательной среды, создание условий для экспорта образовательных услуг. Разработка и реализация комплекса мероприятий по увеличению контингента иностранных студентов и аспирантов, обучающихся в университете.
 
 
6.5. Воспитательная и социальная работа 


 
Стратегическая цель:


Совершенствование воспитательной работы в университете с целью формирования условий для личностного и профессионального развития студента, способствующего его эффективной адаптации в социокультурной среде.
 
 

Стратегические задачи:


• формирование системы гражданско-патриотического воспитания студентов, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры, ценностных ориентиров,  устойчивых нравственных принципов и норм, укрепление активной жизненной позиции;

• формирование компетентности здоровьесбережения в студенческой среде, создание условий для развития физической культуры студента;

• совершенствование системы студенческого самоуправления через молодежные организации путем развития лидерских качеств, развитие студенческих инициатив и привлечение будущих специалистов к различным формам социально-значимой деятельности;

• организация правовой и социальной защиты студентов, создание системы психологического консультирования для обеспечения комфортной воспитательной среды в вузе;

• Формирование гуманной педагогической среды, создание условий для развития толерантности учащейся молодежи и воспитание духовной культуры: правовой, политической, этической;

• Организация систематического мониторинга состояния воспитательной среды в вузе.
 
 
6.6. Кадровая политика 


Стратегические цели:


• Развитие кадрового потенциала как носителя знаний, культуры, традиций, отвечающего задачам университетского комплекса – центра компетенции инновационно-промышленного кластера в регионе.

• Развитие корпоративной культуры, экономических стимулов и социальных гарантий с целью создания условий для наиболее полной самореализации работников и обучающихся, постоянного пополнения их знаний и максимальной удовлетворенности работой и учебой.
 
Стратегические задачи:

 

• Разработка и реализация программы воспроизводства и развития кадрового потенциала, предусматривающей привлечение к преподавательской и научной деятельности университета наиболее одаренных, компетентных выпускников и аспирантов университета, ведущих работников образования и науки, а также специалистов практической сферы деятельности, сочетающих аналитическую работу с принятием производственных оперативных и стратегических решений.

• Развитие долговременных связей с ведущими зарубежными научно-образовательными центрами в виде академических обменов:

- стажировки преподавателей и ученых университета,

- привлечение к научной и образовательной деятельности университета зарубежных специалистов и ученых,

- расширение участия работников и обучающихся в программах и проектах мировой образовательной и научной сферы.

• Разработка и введение в действие периодически обновляемой системы требований конкурсного отбора профессорско-преподавательского состава с учетом инновационного подхода к образовательной деятельности, систематического участия в исследовательской работе, публикаций в ведущих российских и зарубежных изданиях, получения ученых степеней и званий, привлечения студентов к выполнению НИР и их результативности и других показателей.

• Повышение требований к другим категориям работников (административно-управленческому, научно-техническому, учебно-вспомогательному и хозяйственному персоналу), к их профессиональному уровню и степени квалификацию, и способности освоения новых информационных технологий и методов организации деловых процессов.

• Формирование кадрового резерва руководящего состава субъектов университетского комплекса, их структурных подразделений, а также педагогического и научного резерва.

• Развитие механизмов реализации целевой социальной поддержки работников университетского комплекса:

- адресная поддержка ведущих научно-педагогических школ, демонстрирующих высокий уровень научной активности и отличающихся инновациями в образовательной деятельности, а также отдельных талантливых педагогов;

- развитие вузовской системы грантов для молодых преподавателей, научных сотрудников докторантов и аспирантов;

- формирование эффективных способов взаимодействия университета со сферами бизнеса с целью привлечения дополнительных финансовых средств, для направления их на решение социальных вопросов и кадровой политики.

• Обеспечение гарантий трудовых прав и свобод работников, создание благоприятных условий труда, защита их прав и интересов, а также обеспечение гарантий соблюдения требований по охране труда и социальному страхованию в отношении работников.

• Развитие объектов социальной сферы, их модернизация, реконструкция, строительство новых объектов.

• Повышение эффективности использования социальной инфраструктуры и физкультурно-оздоровительных объектов для поддержания здорового образа жизни и повышения культурного уровня работников и обучающихся.

• Расширение спектра мероприятий по обеспечению защиты прав работающих и обучающихся путем включения их в коллективные договоры администрации с работниками и студентами.

• Улучшение условий проживания в общежитиях и обеспечение правопорядка в университетском кампусе.

• Обеспечение участия работников и студентов в управлении университетским комплексом через общественные и профсоюзные организации.


 
6.7. Управление университетом и университетским комплексом


Стратегические цели:


• Создание условий для эффективной реализации миссии университета путем укрепления партнерских отношений субъектов университетского комплекса, интеграция и рациональное использование потенциала и ресурсов сообщества.

• Обеспечение реализации политики развития университета как интеллектуального центра инновационно-промышленного кластера региона.

• Развитие системы управления университетом для улучшения условий профессиональной деятельности и социальных условий работников и обучающихся.


Стратегические задачи:
• Организация эффективного управления реализацией программы стратегического развития университета.

• Адаптация организационной структуры университета к решению стратегических задач.

• Соединение решения тактических задач в управлении университетом с программой его стратегического развития через механизм среднесрочного и краткосрочного планирования и системы сбалансированных показателей.

• Модернизация системы управления университетом на основе принципов управления качеством в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9000.

• Развитие корпоративной информационной системы и сетевой инфраструктуры, интегрирующей источники данных и информационные потоки всех субъектов университетского комплекса и инновационных структур, а также аспекты их деятельности.

• Наращивание функциональных возможностей системы управления за счет применения современных программных и информационных средств.

• Разработка нормативно-распорядительной документации, обеспечивающей функционирование корпоративной интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС) управления и инфокоммуникационной сети.

• Совершенствование системы поддержки и сопровождения управленческих решений на основе мониторинга ресурсов, контроля фактического распределения и оценки эффективности их использования.

• Совершенствование нормативных документов, регламентирующих использование кадровых, финансовых, информационных и материально-технических ресурсов, в целях обеспечения эффективного управления университетом.

• Создание условий, стимулирующих инициативу подразделений и отдельных работников, а также позволяющих максимально раскрыться творческим способностям и профессиональным возможностям работников и обучающихся.

• Создание в коллективе атмосферы общей заинтересованности в результатах труда, поддержки и стремления отстаивания интересов университета во всех сферах его деятельности.

•Создание системы повышения квалификации работников административно-управленческого персонала всех категорий.


 
6.8. Финансово-экономическая деятельность


 
Стратегические цели:

• Переход от бюджета стабилизации к бюджету развития университета на основе увеличения объема и качества предоставляемых образовательных и научных услуг, развития инновационной деятельности при оптимизации издержек.

• Создание условий для значительного увеличения уровня доходов сотрудников университета, обеспечивающих закрепление и приток высокопрофессиональных кадров профессорско-преподавательского состава, научных работников, менеджеров управленческого звена.
 
Стратегические задачи:

• Совершенствование механизмов формирования и контроля исполнения консолидированного бюджета университета в условиях многоканального финансирования.

• Развитие финансово-хозяйственных механизмов, обеспечивающих повышение самостоятельности, заинтересованности и ответственности за конечные результаты деятельности подразделений университета (кафедр, факультетов, институтов и др.).

• Развитие системы среднесрочного финансово-экономического прогнозирования уровня доходов университета по отдельным видам деятельности для своевременного принятия решений о перераспределении ресурсов на наиболее перспективные направления.

• Создание на основе современных информационных технологий системы мониторинга доходов и расходов университета в режиме «реального времени».

• Введение системы экономического обоснования и текущего мониторинга эффективности оказываемых образовательных услуг в разрезе специальностей, направлений подготовки, программ дополнительного образования на основе соотношения доход/затраты в расчете на одного обучающегося.

• Создание финансовых резервов и фондов для ресурсного обеспечения новых перспективных направлений деятельности университета и поддержки традиционных центров компетенции, обеспечивающих лидирующее положение университета в инновационно-промышленном  кластере.

• Совершенствование механизмов ценообразования образовательных услуг на основе постоянных маркетинговых исследований и расчета затрат на одного обучающегося; развитие системы льгот, скидок, кредитования и т.д., повышающей привлекательность договорных отношений с обучающимися.

• Совершенствование эффективной нормативной базы финансово-хозяйственной деятельности университета.

• Повышение роли и активизация общественных органов управления университетским комплексом (Попечительского совета и студенческого самоуправления).


 
 


6.9. Хозяйственная деятельность и материальная база

Стратегическая цель:


Развитие материально-технической базы и повышение эффективности хозяйственной деятельности, обеспечивающих реализацию программы стратегического развития университетского комплекса.


Стратегические задачи:


• Развитие и совершенствование учебно-лабораторной базы до ее соответствия мировому уровню подготовки специалистов.

• Развитие технических объектов, инженерных сетей и коммуникаций для обеспечения растущих потребностей университетского кампуса.

• Создание материально-технической базы центра приема и обработки информации.

• Развитие спортивно-оздоровительной и культурно-развлекательной инфраструктуры путем реконструкции действующих и строительства новых объектов.

• Обеспечение рационального режима эксплуатации материально-технической базы, придавая при этом особое значение современным энергосберегающим технологиям.

• Обеспечение нормативных требований по режиму условий труда, обучения и проживания работников и обучающихся в общежитиях.

• Формирование в коллективе университета атмосферы заинтересованности и ответственности работников и обучающихся в сохранении и эффективном использовании территорий, помещений, оборудования университетского кампуса.

• Улучшение архитектурного и ландшафтного оформления кампуса университета, отражающего фирменный стиль университетского комплекса.

• Оптимизация конкурсных условий на закупку оборудования и других материальных средств, привлечение строительных и ремонтных организаций с целью экономии средств.