Среда, 03 июня 2020 г.
Факторы, способствующие развитию теневой экономики, и проблемы легализации налогооблагаемой базы в республике обсудили в ДГТУ
Научно-практический семинар, прошедший в онлайн формате в ДГТУ, был посвящен оценке масштабов теневой экономики в Республике Дагестан, динамике налоговой задолженности, а также причинам и факторам, влияющим на доходы в этой сфере. Кроме этого, был предложен комплекс мер по легализации теневой экономики и ее налогообложения и стратегии социально-экономического развития республики на ближайшую перспективу. Докладчиком на семинаре выступил к.э.н., доцент кафедры экономической безопасности, налогообложения и бизнес-информатики Везирхан Гираев. В своем выступлении он обозначил вопросы легализации бизнеса в республике, которые стали острейшей экономической, социальной, правовой и нравственной проблемой, как для властей республики, так и для населения в целом. Теневой бизнес искажает макроэкономические показатели, затрудняет оценку состояния и прогнозирование развития экономики, дезориентирует органы власти всех уровней, деморализует общественные отношения, порождает и питает коррупцию и т.д. Спикером были перечислены основные причины и источники теневой экономики в республике, среди которых: деформация понятия справедливости у граждан вследствие внеправовой деятельности институтов власти и общества, коррупция, подпитываемая неформальными отношениями, монополизация находящимися у власти представителями кланов экономических рычагов и информационных потоков, способствующих устранению конкурентов, зачастую противоправными методами. Теневой сектор доминирует везде, где производят пользующуюся спросом продукцию, а значит, происходит сокрытие доходов функционирующих крупных и средних предприятий. Косвенно это подтверждается тем, что по некоторым отраслям и видам деятельности налоговые платежи составляют лишь символические величины. Например, в 2019 г. сумма налогов (в % к ВВП) по видам деятельности составляла: строительство -2,1, сельское хозяйство - 0,5, оптовая и розничная торговля-2,4, гостиницы и рестораны - 1,1, транспорт и связь - 6,5. Много вопросов вызывают статистические данные о потерях в сетях электрической энергии, достигающих в отдельные периоды до 45% и более. И это, несмотря на широко разрекламированную модернизацию электрохозяйства, проведенной летом 2019 года. Особенностью теневой экономики республики является не столько уклонение от уплаты налогов или занижение налогооблагаемой базы и т.д., но и ведение бизнеса зачастую без какой-либо регистрации вообще. То есть, серьезной проблемой является необходимость постановки на налоговой учет предпринимателей, ведущих бизнес в торговле, в сфере перевозок, в общественном питании и т.д. Стратегия легализации теневой экономики, по мнению к.э.н., доцента Везирхана Гираева, должна быть реализована в два этапа. На первом этапе следует осуществить набор тактических действий, направленных на решение следующих задач: выявление, государственная регистрация и постановка на учет в налоговых органах всех предпринимательских структур, функционирующих в теневом режиме путем активной работы, прежде всего, органов МВД с местными администрациями при участии налоговых органов. Кроме этого, необходимо обеспечение полного учета и налогообложения доходов и имущества предприятий, организаций и населения, особенно оборота вино-водочной продукции, нефтепродуктов, АЗС, заработной платы, грузо – и пассажироперевозок, объектов недвижимости, строительства, оптовой и розничной торговли. На втором этапе докладчиком семинара предложен комплекс правовых, организационных, экономических и воспитательных мер по максимальному обеспечению легализации теневой экономики по всем вышеуказанным направлениям, отраслям и сферам. Для этого необходимо решение ряда задач. В первую очередь, это формирование всеобъемлющей системы налогового всеобуча, внедрение основ налоговой грамотности уже с подросткового возраста, как обязательный элемент экономико-правового воспитания граждан. Также контроль (надзор) в сфере теневого бизнеса, выявление и принуждение теневых предпринимателей к государственной регистрации и постановке на налоговый учет должно стать функцией органов МВД в тесном взаимодействии с местными органами власти и налоговыми органами. Вовлечение в решение проблемы легализации теневой экономики потенциал ученых и экспертов. Еще одной задачей, стоящей перед соответствующими органами, является обеспечение прозрачности доходов и расходов бюджета путем участия населения, общественных организаций, предпринимательских структур в их распределении и использовании. Установление муниципальными районами и городскими округами среднесрочных и долгосрочных программных индикаторов роста собственных доходов за счет развития предпринимательства, в том числе малого и среднего предпринимательства, и нормативы ежегодного сокращения дотационности муниципальных бюджетов. В завершение семинара было обозначено, что все вышеперечисленные меры будут способствовать легализации теневого сектора экономики и создадут благоприятную предпринимательскую среду, когда исполнение налоговых обязательств будет рассматриваться как зрелость гражданского общества и всеобщее благо в интересах населения.