Суббота, 15 октября 2022 г.
Научно-методический семинар на тему «Актуальные тенденции в преподавании английского языка» провели в вузе

13 октября 2022 г. на кафедре иностранных языков прошёл научно-методический семинар на тему «Актуальные тенденции в преподавании английского языка». Координатор семинара – зав.кафедрой ИЯ, к.филол.н., профессор Нажават Абуева.

На семинаре были заслушаны и обсуждены два доклада: «Эффективные методики изучения английского языка» (проф. Абуева Ж.Н.) и «Использование игровых технологий на занятиях английского языка» (доц. Гасанова Р.Г.). В выступлениях обоих докладчиков были подробно освещены актуальные проблемы преподавания иностранного языка, новые тенденции в методике обучения, пути совершенствования методов обучения и многие другие. В частности, было отмечено, что современная методика преподавания английского языка построена на базе классической методики изучения иностранных языков, однако, зарубежный кинематограф и информационные технологии оказали на неё своё влияние. Методы преподавания английского языка, используемые 20-30 лет назад, носили скорее репродуктивный характер. Выучи слова, прочитай текст, послушай аудиозапись, напиши письмо — так выглядели задания, которые давал преподаватель. Возможно, по этой причине большинство взрослых, изучавших язык долгие годы, могут читать и писать на английском, но имеют трудности в разговорной речи.

Современные методы обучения английскому языку сменили репродуктивные способы на интерактивные. Сегодня учебная программа строится, прежде всего, с учётом возрастных особенностей обучающихся. Для дошкольников и младших школьников больше подходит такой тип урока, как игра, путешествие, видео, соревнование и другие. Взрослый студент предпочитает классический урок. Для этого возраста подойдут и традиционные задания: составить рассказ, сделать упражнение, прочитать текст, выполнить аудирование и так далее. Составление рассказа позволяет научиться использовать активную и пассивную лексику, расширять словарный запас, улучшить разговорную речь. Выполнение упражнений помогает усвоить грамматический материал. Чтение текста формирует не только читательские навыки, но и погружает в культуру и традиции изучаемого языка. Аудирование улучшает понимание устной речи.

Метод погружения в языковую среду сейчас пользуется большой популярностью. Данная методика учит «думать» на английском языке. Изучение иностранного языка полностью происходит на английском. Преподавателю достаточно полностью проводить занятие на английском языке, использовать наглядность, строить занятие так, чтобы, несмотря на иностранный язык, студенты понимали преподавателя.

Многие преподаватели сочетают различные методы, используют в работе как погружение в языковую среду, так и классический урок. Знание методики преподавания английского языка позволяет им выявить подобрать нужные методы и формы работы. Ведь наряду с уроком английского языка пользуются популярностью и другие формы организации занятия: круглый стол, концерт, языковой клуб, конференция, олимпиады и многие другие. Это позволяет включить в языковую среду большое количество студентов.

Иногда сложно сделать выбор между методом погружения и традиционным способом. Данная методика строится на принципе группового взаимодействия. Основные формы работы: деловые игры, проектная деятельность, работа в группах, конференции.

В качестве рекомендаций по обучению иностранного языка были выдвинуты, в том числе, и такие, как экспериментирование, когда педагог имеет право отходить от классических канонов, если уверен, что это принесёт пользу. Можно смотреть на уроке мультфильмы, социальные короткометражки, клипы, даже если это противоречит методике, в любом случае, это может быть полезно для обучаемых. Ж.Н.Абуева призвала коллег придумывать и применять на практике авторские методы, ведь часто преподаватель с определённым стажем имеет какие-то собственные оригинальные методы, к примеру, обучение разговорной речи по голосовым сообщениям или с помощью написания постов в социальные сети.

Участники семинара активно обсудили затронутые вопросы, поделились собственным практическим опытом работы.