Четверг, 25 ноября 2021 г.
Семинар «Художники Дагестана. Традиции и современность» провели в ДГТУСеминар «Художники Дагестана. Традиции и современность» провели в ДГТУ
На Архитектурно-строительном факультете прошел научно-практический семинар на тему «Художники Дагестана. Традиции и современность», организованный кафедрой «Рисунок и живопись Координатором семинара выступил старший преподаватель Тимур Гамидов. Для участия в мероприятии были приглашены искусствоведы ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДФИЦ РАН, а также преподаватели и студенты факультета. Докладчики выступали с темами, посвящёнными изобразительному и декоративно-прикладному искусству Дагестана. Рассказывали об известных мастерах начала и второй половины ХХ века, чьи достижения и особенности художественного почерка внесли огромный вклад в развитие современного искусства Дагестана, определили его черты самобытности и своеобразия. Научный сотрудник ИЯЛИ им. Г. Цадасы Зарипат Ахмедова выступила с темой «Значение творчества первых художников Дагестана». Автор рассказала о роли творчества основоположников дагестанского изобразительного искусства для становления реалистических традиций и национальной школы живописи, графики и скульптуры. В своём докладе, Зарипат Ахмедова даёт характеристику эстетическим исканиям: в живописи М.А. Джемала и М.К.-М. Юнусилау, в графике Д.А. Капиницына и Ю.А. Моллаева, в скульптуре Х. Аскар-Сарыджи. Было отмечено об исторической необходимости закладываемых ими методов изобразительности в первой половине ХХ века. Достижения этих художников рассматривается как важнейшая профессионально-академическая база к переходу следующим этапам развития искусства Дагестана. Другой сотрудник ИЯЛИ им. Г. Цадасы Саидова А.С., выступила с темой «Художественный анализ произведений ювелира М.К. Джамалудинова». На примере творчества этого мастера, известного в стране по настоящее время своими уникальными работами, автор доклада стремится отобразить проблему становления нового сканного направления в современном ювелирном искусстве Дагестана. Она отмечает, что художник-ювелир возродил древние традиционно-устойчивые композиции аварского растительного орнамента в металлопластике и возвел на высшую ступень пьедестала новое направление в ювелирном искусстве - искусство «филиграни». Произведения М.К. Джамалудинова по мнению Саидовой А. являются эталоном совершенства в плане технологических процессов в современном ювелирном искусстве Дагестана. Гамидов Т.С. подготовил материал по теме «Абстрактно-символическая скульптура А.-Г. Сайгидова». Были приведены примеры работ, получившие известность своими отвлечёнными формами, замысловатостью идей и знаковостью содержания. «Шар в искусстве»- это большая серия скульптурных работ А.-Г. Сайгидова постсоветского времени, где в высшей степени проявился дух его творческого свободовыражения. Автор отмечает, что избавляясь от форм натурного правдоподобия с начала 1990-х годов, скульптор ещё в большей степени приходит к механической трактовке фигуры человека. Процессы высвобождения формы от классических условностей, приводят к образованию стандартизированных «пластических формул». Фигура человека, на уровне отвлечённой формы, отображается в виде трубчатого объёма с венчающим его шаром. Обозначенные тенденции, по мысли автора, являют с собой яркий пример в развитии абстрактной скульптуры Дагестана. Участники семинара подключались к обсуждениям по каждой теме выступавших, задавали интересующие им вопросы и приобретали опыт искусствоведческого анализа произведений искусства в различных его видах.