Вторник, 22 марта 2022 г.
В Минобрнауки России прошла встреча главы ведомства Валерия Фалькова с ректорами российских вузов
Главной темой обсуждения стала работа университетов в условиях новых вызовов, а именно организация учебного процесса в постпандемийный период, содействие российским студентам, обучающимся за рубежом, международная деятельность вузов.   Во встрече, под председательством министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, приняли участие: председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Андрей Черненко, заместитель министра труда и социальной защиты РФ Елена Мухтиярова. Ректорский состав на совещании представили более 200 руководителей университетов, в их числе врио ректора ДГТУ Назим Баламирзоев. В своем выступлении глава Минобрнауки России Валерий Фальков призвал вузы сосредоточиться на работе со студентами и организации очной формы обучения. «В марте 2020 года, в самом начале пандемии, мы с вами собирались и принимали решение об удаленном формате обучения. Два года в «рваном» режиме неизбежно сказались на качестве образования. Сегодня нужно поработать индивидуально со студентами, провести срез знаний. Это время надо продуктивно использовать для устранения пробелов. Студенты должны быть активно вовлечены в исследовательскую деятельность», — сказал Валерий Фальков. Говоря о международной деятельности университетов, Валерий Фальков призвал российские вузы быть выше эмоций и не поддаваться на провокации, а также объявил о том, что Правительство России согласилось с предложением Минобрнауки России приостановить в этом году учет индексации публикаций российских ученых в международных базах данных и участия в зарубежных научных конференциях.  «Мы не должны закрываться. Наверное, от нас только и ждут, что мы закроемся и будем «вариться в своем соку». Российская наука и высшее образование должны быть на фронтире, нам нужно продвигать свои идеи, свое видение. Но это не должно выходить за рамки национальных интересов нашего государства», — подчеркнул Валерий Фальков. Кроме того, министр призвал ректоров провести аудит международных договоров, зарубежных научных и образовательных проектов. Касаясь перспектив развития вузов, Валерий Фальков заверил, что ни одну из программ развития, которые сейчас реализуются, были спроектированы, либо анонсированы в 2021 году, Минобрнауки России не планирует останавливать.  В частности, продолжится реализация программы «Приоритет 2030». Осенью получателям грантов предстоит представить свои достижения по итогам года и защитить программы. Особое внимание уделяется развитию вузов Дальнего Востока: в этом году стартует проект «Приоритет 2030. Дальний Восток», который реализуется совместно с Минвостокразвития России. По двум федеральным проектам — «Передовые инженерные школы» и «Платформа технологического предпринимательства» — в первом полугодии 2022 года пройдут конкурсные процедуры. В этом году будет профинансировано трудоустройство не менее 5 тысяч выпускников вузов в рамках программы «Содействие занятости выпускников на научно-исследовательские позиции». На эти цели будет направлено 1,8 млрд рублей. Также в 2022 году будет создано не менее 150 молодежных лабораторий в вузах и научных организациях. Кроме того, Валерий Фальков рассказал о новом проекте «Развитие отечественного научного приборостроения». Запланировано создание и запуск в производство не менее 42 новых российских приборов для проведения научных исследований.  Финансирование программы предоставления жилья молодым ученым в этом году будет увеличено на 1 млрд рублей. Глава ведомства рассказал и о создании вузовских кампусов, отметив при этом успешные примеры уже функционирующих студгородков, а также о программе капитального ремонта студенческих общежитий. Подводя итоги вышесказанного, Валерий Фальков особо подчеркнул, что помимо стимулирования научно-исследовательской деятельности, в вузах также на высоком уровне должна быть организована воспитательная работа, являющаяся неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов.