Понедельник, 23 октября 2023 г.
Научно-методический семинар «Профессиональная ориентация студентов средствами английского языка» прошел в вузе

В соответствии с планом научной работы 17 октября кафедрой иностранных языков проведён научно-методический семинар на тему «Профессиональная ориентация студентов средствами английского языка». Ответственная за проведение семинара – зав. кафедрой ИЯ, профессор Нажават Абуева. О профориентации студентов средствами иностранного языка, о роли иностранного языка в формировании профессиональных компетенций у студентов технических специальностей, о формировании навыков профессионально-ориентированного аудирования в техническом вузе говорили в своих выступлениях профессор Нажават Абуева, старшие преподаватели кафедры ИЯ Гульнара Мамедова и Алия Исмаилова и все присутствовавшие их коллеги.

В частности, на семинаре отмечалось, что расширение деловых и культурных связей с зарубежными странами предъявляет новые требования к языковому образованию, а именно: обществу нужны специалисты, для которых знание иностранного языка является профессиональной необходимостью. Если раньше считалось, что специалистом нужно быть только в сфере своей профессиональной деятельности, то теперь, помимо профессиональной квалифицированности, специалист должен обладать массой других навыков и умений, среди которых не последнее место занимают умения и навыки свободного владения языком как средством повседневного и делового общения в рамках профессиональной деятельности.

Как предмет, иностранный язык легко интегрируется с другими дисциплинами, органично вписываясь в содержание образования, ибо в целом ряде профессий владение языком является необходимой частью профессиональной подготовки. Известно, что основной целью дисциплины «Иностранный язык» является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования. Преподаватель высшего учебного заведения обязан обучать студентов тому, что должен знать и уметь человек, приступающий к реальной профессиональной деятельности, поэтому для лучшего овладения иностранным языком необходимо максимально и целенаправленно приблизить учебный процесс к условиям реального использования языка. Мы знаем, что полноценное формирование коммуникативной компетенции возможно лишь при развитии всех четырёх умений – говорения, аудирования, чтения и письма. Поскольку при всех видах речевой деятельности обучаемый получает и определённую информацию профессионального характера, профессионально ориентированное обучение углубляет знания по будущей специальности. Поэтому представляется очень важным проводить обучение студентов по формуле «Профессия через иностранный язык. Иностранный язык через профессию». 

Таким образом, основными задачами, стоящими перед преподавателями ИЯ, видятся: 1) включение в активный вокабуляр студентов профессионально ориентированной лексики; 2) повышение у обучаемых культурологического кругозора, необходимого для общения с носителями иностранного языка; 3) повышение роли говорения и письма как видов речевой деятельности, необходимых для современного специалиста.

Однако, с учётом того, что общая аудиторная нагрузка слишком объёмна, учебный план перегружен, а количество часов, отведённых на изучение дисциплины «Иностранный язык», предельно минимализировано, достижение данной цели является достаточно проблематичным, если вообще возможно.