Пятница, 28 апреля 2023 г.
Научно-практический семинар «Вопросы устойчивости горных склонов» прошел в вузе

27 апреля 2023 г. на архитектурно-строительном факультете прошел научно-практический семинар «Вопросы устойчивости горных склонов».

На научно-практическом семинаре принимали участие научно-педагогические работники, аспиранты и магистранты кафедры транспортных сооружений и строительных материалов, студенты архитектурно-строительного факультета, а также представители ООО «ИПТС - «Транспроект», ООО «Экодор», ООО «Дорстройпроект» и ООО «Иннстройпроект».

После приветственного слова с докладом выступил д.т.н., профессор, заведующий кафедрой транспортных сооружений и строительных материалов Элифхан Агаханов.

Было отмечено, что в горных районах огромное значение имеет устойчивость склонов и откосов. Влияние множества факторов, определяющих устойчивость склонов, довольно плохо поддается схематизации и зачастую оценивается интуитивно на основе накопленного опыта.

В своем докладе он дал короткую информацию о существующих классических инженерных методах расчета устойчивости природных горных склонов, об их достоинствах и недостатках. Далее остановился на современных методах, основанных на анализе напряженного состояния грунтов и использовании вычислительных возможностей.

Акцентировал  внимание на решение задач с учетом конструкции земляного полотна автомобильных дорог, на определение наиболее вероятной поверхности разрушения  и на обеспечение заданного уровня противооползневой устойчивости земляного полотна.

Горные территории отмечаются большой неоднородностью, как с точки зрения рельефа, так и с точки зрения инженерно-геологической обстановки. В связи с этим, даже незначительное смещение оси трассы может быть связано большими изменениями как в степени устойчивости склона  с земляным полотном, так и в объемах земляных работ, а также в объемах и номенклатуре специальных  дорогостоящих работ по обеспечению противооползневой устойчивости.

Особое внимание было уделено оценке устойчивости природно-техногенной системы «склон+ земляное полотно» применительно к наиболее распространенным формам нарушения ее устойчивости. Анализировал методики определения требуемых знаний коэффициентов устойчивости, учитывающие особенности практики  строительства и эксплуатации земляного полотна автомобильных дорог в горной местности.

В рамках научно - практического семинара прошло активное обсуждения рассматриваемых вопросов.